Но это красивые легенды и не более. Уже на двухверстной топографической карте, составленной Омским военно-топографическим отделом в 1876 году, нанесено озеро Экибастуз с обозначенным около него угольным месторождением. Название Экибастуз существовало до открытия здесь угля, и происхождение его уходит, быть может в глубь веков. В конце XIX века экибастузским углем заинтересовался павлодарский купец А. И. Деров, который в 1893 году для выяснения благонадежности месторождения направил в Экибастуз небольшую поисково-разведочную партию. Однако эта разведка из-за неопытности изыскателей не дала положительных результатов. Деров, опасаясь неоправданных затрат, не решался начать освоение бассейна. В то же время Западно-Сибирская горная партия, принимая во внимание острую необходимость в твердом топливе для строящейся дороги, и постоянно развивающегося пароходства по Иртышу, близость Экибастуза по реке Иртыш к линии Западно-Сибирской железной дороги, настоятельно рекомендовала Дерову повторить более грамотные разведочные работы.
Открытие месторождения угля К. Пшенбаевым, а затем разведка ученых, инженеров и геологов, приглашенных павлодарским купцом-миллионером А. И. Деровым в конце 90-х годов XIX века, привели к тому, что было решено начать первые попытки добычи угля шахтным способом. Собственных капиталов Дерова было недостаточно и он начинает создавать акционерное общество. А развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход — уголь Экибастуза требуется вывозить к Иртышу. Заручившись поддержкой киевского сахарозаводчика Л. Бродского и духовного наставника протоиерея Иоанна Кронштадтского, А. Деров принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское».
Весной 1895 года Деров вместе с Касымом Пшембаевым приступают к новым разведочным работам в Экибастузе. На этот раз разведочный шурф глубиной 6,4 метра закладывается в 2,5 километра от западной части соленого озера Экибастуз. Пробы угля из этого шурфа показала наличие здесь весьма мощного крутопадающего пласта с хорошей качественной характеристикой. В 1895 году Деров на Экибастузском месторождении закладывает три разведочных шахты (Владимирская, Мариновская, Ольговская).
В 1896 году начальник Западно-Сибирской горной партии А. А. Краснопольский направляет в Экибастуз своего помощника — главного инженера А. К. Мейстера, который в течение четырех месяцев производит детальную разведку месторождения. Анализ результатов этой разведки оправдал надежность экибастузского угля. Весной 1896 года Деров вводит в строй небольшой угольный разрез. После Мейстера в 1897—1988 годах более детальным исследованием Экибастузского угольного месторождения занимается известный французский горный инженер Жорж де Кателен и Киевский коммерческий банк в лице русского инженера А. Э. Страуса.
В своей книге «Очерки исследований рудных владений А. И. Дерова в Южной Сибири», изданной на французском языке в Париже в 1897 году, Кателен писал: «Угольное богатство Экибастузского бассейна громадное, мы даже не думаем, чтобы в Европе существовало другое подобное накопление минерального топлива».
Своим исследованием Кателен подчеркнул особенность подземного клада Экибастуза — концентрацию на сравнительно ограниченной площади крупных запасов каменного угля. Тем самым впервые обратил внимание русских горнопромышленников на уникальность Экибастуза и его благоприятные перспективы.
После заключения Мейстера и Кателена Деров смело начинает работу по хозяйственному освоению Экибастузского каменноугольного месторождения. В связи с этой работой в 1898 году на западной стороне озера Экибастуз возникает небольшой населенный пункт под названием Экибастуз.
Этот год можно считать годом основания будущего города Экибастуза — нынешнего центра крупного топливно-энергетического комплекса, известного во всем мире.